Логопедические сказки: играем с пользой

Логопедическая сказка: оптимально в любом дошкольном возрасте

Известно, что сказка со счастливым концом вызывает у ребенка ощущение защищенности, спокойствия. Она создает в его душе праздник, приподнятое настроение. Выделяют целое направление — сказкотерапию для детей, которая позволяет справиться с собственными страхами, решить психологические проблемы малыша. Другого способа более эффективно развивать малыша, чем через игру, нет. Играя же в сказку, вы получаете результат многократно больший, чем если бы это были какие-нибудь другие игры.

Исследования показали, что для возрастных (временных) нарушений произношения у детей тоже может быть использована сказка.

Логопедические сказки: что это такое

Логопедической называют сказку, текст которой максимально насыщен определенными одинаковыми (невыговариваемыми) звуками либо необходимостью совершать желаемые тренировочные движения органами речи.

Сказка должна быть построена так, чтобы возникала необходимость в отдельном, обособленном произношении этих звуков. Можно составить, например, сказку о веселом язычке (губки-дверки открылись, язычок вышел погулять, язычок гуляет дотрагиваясь до нёба и т. п.). Или, скажем, это может быть сказка об осе, которая кусала собаку Сеньку в нос, сосала через соломку сок и пр.

Логопедическая сказка для тренировки органов артикуляции

Речевые проблемы у детей нередко связаны с нарушением мышечного тонуса, «застоявшимися» органами речи. Им можно помочь, если пройти курс логопедического массажа (многие дети его воспринимают резко негативно) или увлечь ребенка логопедическими сказками-тренировками. Тогда он сам будет массировать себе щечки, следуя игре-сказке, высовывать язычок, многократно изгибать его нужным образом (имитируя выгибания спинки кошкой, цокот копыт лошади и т.д.) и попутно тренируясь четче выговаривать разнообразные звуки.

Игра с логопедической сказкой

Занятие с применением логопедической сказки происходит примерно по такой схеме:

– подготавливаются персонажи для сказки (в виде картинок, фигурок);

– взрослый читает сказку;

– в процессе ее прочтения малыш выкладывает так называемую модель – выбирает персонажей, раскладывает их на столе в желаемом порядке и взаимосоответствии;

– взрослый беседует с ребенком согласно содержанию сказки в виде вопросов-ответов;

– взрослый с помощью заготовок-персонажей моделирует ситуации из сказки, а ребенок пересказывает их;

– в конце снова выкладываются все заготовки-персонажи, и ребенок пересказывает сказку целиком.

Возраст для логопедических сказок и польза от них

С помощью таких сказок ребенок не только тренируется выговаривать отдельные звуки, но и учится связной речи с их использованием. У ребенка развивается спонтанный словарный запас. Кроме того, при этом, конечно же, развивается воображение, формируется интонационная образность речи. У малыша возникает чувство психологического комфорта и безопасности.

Использование сказок для решения логопедических проблем может начинаться с раннего дошкольного возраста. В этот период, вероятнее всего, можно ограничиться воспроизведением звуков, подражающих персонажам – мишка зарычал, жучок рассердился, зайчик испугался, девочка обрадовалась и т. п. В старшем дошкольном возрасте речь может идти уже о полноценном занятии с пересказами, как это оговаривалось выше.

Ирина Заводина специально для сайта Я — молодая мама

© 2011, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также:

Speak Your Mind

*