Методики развития& nbsp;Обучение и игры

Глобальное чтение: только «за»!

Глобальное чтение сегодня часто рассматривается как один из возможных вариантов научить ребенка читать, но, как правило, серьезно к нему ни родители, ни педагоги не относятся. «Потолок» эффекта, по мнению большинства, — это чтение вывесок на улице: т.е. вроде бы и привычное для детского обучения занятие, но в то же время — недостаточно перспективное, на одних вывесках далеко не уедешь! Поэтому элементы глобального чтения используются в современных детских книгах и развивающих карточках, но внимание на написанных словах не акцентируется, а ближе к школе используют традиционные методики — послоговое или побуквенное чтение.

Глобальное чтение

Содержание статьи

1.Перспективы глобального чтения

1.1. О пользе глобального чтения

1.2. Сложности глобального чтения

2. Методика глобального чтения

2.1. Размер шрифта и карточек

2.2. Подбор слов

2.3. Изготовление карточек

2.4. Как показывать карточки

2.5. От слова к фразе

2.6. Вводим книги

3. Чего нельзя делать при обучении глобальному чтению

4. Глобальное чтение в обучении детей с особыми образовательными потребностями

5. Мифы о глобальном чтении

Перспективы глобального чтения

Между тем — глобальное чтение, при правильном подходе, способно принести массу пользы ребенку и сохраненных нервов (в дальнейшем) — родителям. Как правило, глобальным чтением дети овладевают в дошкольном возрасте, а в школу приходят, уже будучи в состоянии читать книги.

Что дает обучение глобальному чтению? Давайте рассмотрим его плюсы и мифы-минусы.

В пользу глобального чтения говорит то, что:

  • дети овладевают чтением сразу на приличной скорости;
  • они усваивают его легко, стихийно, так же, как овладевают речью;
  • для обучения глобальному чтению не нужны занятия за столом, показ слов за одно «занятие» занимает 5 секунд и проходит где угодно — хоть за завтраком, хоть на качелях;
  • такие занятия, как правило, очень нравятся детям;
  • проверки не нужны, а это — сохраненные нервы и детей, и родителей;
  • это оптимальный способ обучить чтению не только здоровых детей, но и малышей с особенностями развития, в т.ч. неречевых детей, ребят с аутизмом, синдромом Дауна и др.

Нюансы глобального чтения, или Почему оно подойдет не всем

  • метод подойдет только самоорганизованным родителям — в обучении глобальному чтению важна регулярность и частота, одним словом — система;
  • несмотря на то, что один показ слов занимает 5 секунд, а все «занятия» чтением в день на начальном этапе — 45 секунд, необходимо также выделять время на изготовление карточек — примерно полчаса раз в неделю, если их печатать, и немного меньше, если вы их пишете от руки.

Со стороны детей, как правило, сложностей не возникает.

Методика глобального чтения

На наш взгляд, эффективным способом обучения глобальному чтению является метод Домана. Автор статьи лично обучил своего ребенка читать по этой схеме; «зачитали» на ней и другие знакомые дети. На самом же деле детей, освоивших навык через глобальное чтение, по всему миру — тысячи и тысячи.

Итак, что же нужно делать?

Размер шрифта и карточки

Для начала — изготовить карточки. Их размер, как и размер шрифта, определяется индивидуальными особенностями ребенка, в частности, возрастом, но прежде всего — готовностью зрительных каналов к восприятию графических символов.

Общие правила таковы: чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт. Для детей до трех лет (чтение можно вполне начинать уже в годовалом возрасте) лучший выбор — шрифт красного цвета и крупные карточки, 30 см в длину. Для детей постарше подходит черный шрифт и карточки поменьше.

Как узнать, какой шрифт подходит вашему ребенку? Да просто напишите на мониторе слова разного размера и спросите его, какое слово он лучше всего видит (или нравится). Если ребенок неречевой, вы сможете это определить сами, на слове, которое он может воспринимать визуально, он, вероятно, на долю секунды задержит взгляд. Слишком мелкие слова для него будут неразличимы, а значит, и не информативны.

Если для ребенка различим шрифт Arial 72 размера, то берем для начала его. Под этот размер замечательно подходит разрезанный на 8 частей лист А4 (учитывая, что на старте мы будем использовать слова недлинные; в дальнейшем же шрифт будет уменьшаться).

Методика глобального чтения

Подбор слов

Для старта нам необходимы 25 слов, но я советую заранее подготовить списки слов, которые вы будете давать вашему ребенку, и карточек сделать с запасом. Возможно, на определенном этапе придется воспользоваться словарями, чтобы подобрать те слова, которые вы еще не показывали ребенку.

Целесообразно вести файл слов, которые вы уже показали.

Сколько нужно показывать карточки, чтобы ребенок зачитал? У каждого этот срок будет разным. Кому-то достаточно полугода, а у кого-то займет и два года. Мне, чтобы ребенок начал читать книги, пришлось показать около 2000 слов.

Если предположить, что в среднем на это уходит год, а в день мы меняем 5 карточек, это значит, что за год мы покажем 1825 слов. Угрожающая цифра, правда? Но если вспомнить, что это всего лишь 30 карточек в неделю (5 листов картона формата А4), то это уже не кажется ни сложным, ни затратным.

Прибавьте к этому удовольствие от продуктивного общения с малышом, его ежедневное расширение словарного запаса и продвижение к цели — быстрому, а то и мгновенному, чтению с полным пониманием прочитанного!


Нам нужны будут 5 наборов слов, сгруппированных по определенному признаку. Я предлагаю в одном наборе всегда показывать глаголы, в другом — прилагательные: в дальнейшем, когда мы введем фразы, эти слова существенно расширят ассортимент фраз, которые мы сможем составить (фразы составляются из уже показанных слов). У нас остаются три набора на существительные. Наборы также должны быть тематическими, например, имена, одежда, мебель, растения, еда и т.д. В один день мы используем 25 карточек, т.е. 5 наборов по 5 слов.

Лучше всего для начала в пределах одного набора выбирать слова разной длины, которые будут начинаться на разные буквы. Для заинтересовывания на старте есть смысл выбрать слова, значение которых малышу уже известно. В процессе показа «знакомые» слова очень быстро закончатся, поэтому не бойтесь давать слова разные, в том числе незнакомые и мало употребляемые в быту. После показа можно объяснить значение незнакомых слов малышу, но это совершенно необязательно. Дальше будут фразы, книги, и значение еще очень многих слов ребенок узнает из контекста.

Изготовление карточек

Конечно, вы можете делать карточки так и таким образом, как вам удобно. Мы же поделимся собственными наработками.

Карточки удобно нарезать канцелярским ножом на специальном коврике для резки под линейку. Идеальный вариант — если ваш принтер печатает на картоне, хотя бы тонком. К сожалению, наш принтер картон отвергал, поэтому мы нашли такой выход: слова печатали на обычной офисной бумаге в строчку (на лист вмещалось довольно много), затем нарезали их и быстро приклеивали по центру карточки клеем-карандашом (не полностью, а так, чтобы не смещалась надпись, точки по центру — достаточно), а сами карточки раскладывали по столу на небольшом расстоянии друг от друга.

Следующий этап — ламинирование скотчем. Карточки уже разложены на столе, поэтому быстро наклеиваем сверху широкий скотч, фиксируя слово по центру картона и «приклеивая» карточку к столу: затем эти края уйдут на изнанку. Использованием скотча мы убиваем нескольких зайцев сразу: их можно давать в руки ребенка (не порвет) и даже немножко попробовать на зуб; и они очень быстро и удобно листаются. С тонкой бумагой или карточками без ламинации обращаться несколько сложнее, а слова важно показывать быстро, по секунде на слово, включая перелистывание!

Менее энергозатратный вариант: писать слова широким маркером, естественно, соблюдая правила начертания печатных букв. Минус у этого способа только один: вы не сможете четко отслеживать уменьшение шрифта. Но так ли это важно? Есть смысл позаботиться и о собственном комфорте.

Глобальное чтение для детей по Доману

Как показывать карточки

Итак, у нас есть пять наборов по пять слов. Их удобно скреплять резинками для денег. Пронумеруйте наборы.

Привлекаем внимание ребенка, если вы можете обозначить как-то тему набора, то говорим что-то вроде «Давай посмотрим названия фруктов» и быстро листаем и показываем, называя каждое слово. Карточку держим напротив ребенка. Можно двигать, главное, чтобы слово попало в поле зрения ребенка. Показываем быстро, по секунде на карточку. Посмотрели, карточки перемешали, скрепили.

Через полчаса показываем следующий набор таким же образом. Еще через полчаса — третий и т.д. Когда мы показали все пять наборов, начинаем опять с первого. Очень постепенно можно сокращать интервал между показами до 10-15 минут.

Каждый из пяти наборов нужно показать три раза в день. Итого мы получаем 15 показов в день по 5 секунд каждый.

Три дня мы показываем эти наборы без изменений. На четвертый из каждого набора мы убираем по одной карточке и добавляем по одной новой. Каждый последующий день мы поступаем так же: убираем самую старую карточку и добавляем новую. Чтобы не запутаться, я каждый день проставляла цифры на обороте каждой карточки. 1 — на той, что ввела в этот день; 2 — на той, что была введена вчера (т.е. вчера я на ней проставила единицу) и т.д. Карточка, на которой я уже проставила последовательно 1-2-3-4-5, т.е. самая старая карточка, — будет изъята из оборота завтра, а вместо нее ведена новая, которая сразу же будет помечена единичкой.

Что делать, если категория закончилась или вам она надоела? Забираем весь набор полностью, вводим новый набор из пяти новых слов, показываем его три дня без изменений, затем меняем по одной карте в день.

Обучение глобальному чтению

От слова к фразе

Через три-пять месяцев добавляем шестой набор — фразы. Их составляем из слов, которые ребенок уже просмотрел, естественно, изменяя окончания и добавляя предлоги, чтобы фраза была правильной.

Как их делать? Либо писать отдельно, либо скреплять существующие карточки между собой, накладывая сверху окончания.

От фразы из двух слов постепенно переходим к более развернутым формулировкам. Некоторым детям это поможет перейти от отдельных слов к фразам в речи. Тут уже придется печатать или писать фразы отдельно, ориентируясь на уже отработанную лексику.

В наборе — 5 фраз; этот набор мы меняем полностью каждый день, т.е. каждую фразу ребенок увидит трижды.

Метод глобального чтения

Вводим книги

Многие родители при вводе книг тяготеют к детским стишкам. Но практика демонстрирует, что детям все равно, что читать таким образом, — стихи Барто или научную литературу. Гленн Доман настоятельно рекомендует, и наш опыт это подтверждает, что лучше выбирать все же энциклопедические знания.

Важно: книги печатаем с изображениями, но текст и картинка должны находиться на разных страницах. Например, на обложку вы поместите картинку. На первую страницу — текст из одного-двух предложений, напечатанных или написанных крупным шрифтом. На вторую — опять картинку и т.д. Первые книги будут небольшими, 5-7 страниц, в дальнейшем их количество будет увеличиваться, а шрифт — уменьшаться. Пример такой книги вы можете посмотреть по ссылке.


Книги в среднем меняют через 3-4 дня; читают ее, подставляя палец под каждое слово, трижды в день. Читаем в нормальном темпе. Если видим, что ребенок теряет интерес к книге, — уменьшаем количество показов, т.е. чаще меняем книги, в конце концов выходим на одну книгу в день.

Чего нельзя делать при обучении ребенка глобальному чтению

  • печатать слова заглавными буквами: они должны быть напечатаны (или написаны от руки) строчными, с большой буквы — только то, что всегда пишется в русском языке с большой буквы;
  • совмещать на одном листе слово и картинку: во-первых, ребенок станет называть слово, ориентируясь на изображение, во-вторых, слово и картинка воспринимаются разными частями головного мозга, и такое сочетание только затормозит процесс (и пусть вас не вводят в заблуждение распространенные в продаже карточки «слово + картинка», ошибочно называемые домановскими);
  • требовать от ребенка повторять слова за вами: истинное чтение происходит в уме, поэтому лучше, чтобы он не повторял, а только смотрел;
  • показывать слишком медленно, добиваясь запоминания слова ребенком, — это приведет к потере интереса; достаточно, чтобы карточка была озвучена и попала в поле зрения ребенка;
  • говорить «смотри внимательно», «запоминай» и подобное;
  • проверять ребенка — это неэффективно: обучение только тогда приносит радость, когда происходит естественно; тем более нельзя ругать ребенка; когда ребенок зачитает — вы это увидите и услышите!
  • прекращать показ, когда ребенок стал прочитывать короткие слова (чаще всего — двусложные, с открытым слогом), даже незнакомые: это этап, и до победы еще нужно немного потрудиться;
  • прекращать показ, когда ребенок стал читать вывески и много разрозненных слов, но не берет и не читает книгу: это очередной этап, и нужно еще поработать.
Глобальное чтение: с чего начать

Глобальное чтение применительно к обучению детей с особыми образовательными потребностями

Глобальное чтение часто предлагают специалисты родителям, воспитывающих детей с особыми потребностями. Но, опять-таки, вопрос в трактовке. Его частичное использование вряд ли приведет к результату — полноценному чтению, тогда как показ карточек, фраз и книг по описанной выше схеме позволяет без особых усилий получить качественный навык — быстрое чтение.

Что еще? Доман назначал глобальное чтение даже тем детям, которые уже научили читать «обычным» образом: он считал, что такой метод ускоряет работу мозга. Наш опыт это подтверждает: на старте (в течение первых двух месяцев) домановское чтение обогатило словарный запас ребенка, способствовало усилению речевой активности, дочь в целом стала более сообразительной.

Глобальное чтение — прекрасный способ не только обучить чтению неречевых детей, но и наладить с ними общение посредством написанного слова.

Кроме того, в процессе обучения чтению ребенок вместе с родителями прочитывает внушительный объем научной литературы, приобретая энциклопедические знания. В дальнейшем, когда в показе карточек необходимость отпадает, есть смысл продолжить обучение — ежедневно давать прочитывать какой-то объем информации в энциклопедии. Это позволит усовершенствовать навык и ускорить чтение.

Мифы о глобальном чтении

Напоследок хотим вас повеселить предубеждениями, распространяемые теоретиками, которые надежно отпугивают родителей от метода глобального чтения по Доману, тем самым лишая их удовольствия от стихийного освоения чтения практически без усилий.

Миф 1: ребенок сможет читать только те слова, которые выучил

Это не так. Цель обучения — показать ребенку как можно больше слов. Он их не заучивает! Постепенно, когда малыш увидит много-много озвученных слов, в его голове сложится принцип чтения, так же естественно, как он овладевает чтением.

Сегодня существуют методики для «особенных» деток, основанные на глобальном чтении. Вот в них акцент — на заучивании слов. И многие родители попадаются на эту удочку: дети выучивают всю книгу и… ничего не происходит. Они не начинают читать. Они просто знают 100, 200, 400 слов. И всё. Результат: разочарование в методе.

Миф 2: ребенок станет угадывать, а не читать слова; он не сможет распознавать окончания

Существительные в карточках даются в именительном падеже в единственном числе; прилагательные — в единственном числе мужского рода; глаголы — в инфинитиве. Когда ребенок начинает читать, он без труда прочитывает правильные окончания. Это подтверждается опытом многих детей русскоязычной аудитории, с которыми родители занимаются по методу Домана, и ребенок автора этой статьи не стал исключением.

Миф 3: ребенок не понимает прочитанного, он просто озвучивает «слово-картинку»

Очень странное заявление, с тем же успехом можно сказать, что начинающий и научившийся говорить ребенок не понимает тех звуков, которые издает. Учитывая, что чтение становится стихийным, ребенок читает все, что видит, для него это становится полноценным способом познания мира. И, в отличие от детей, которые только учатся складывать слоги в слова, он не продирается через «техническую» сторону вопроса, он сразу видит и понимает прочитанное (увиденное) слово.

Миф 4: в школе ребенок, читающий глобально, не сможет делать фонетический разбор слова

Непонятно, на чем основано это утверждение. Ребенок прекрасно видит, что слова состоят из букв, он усваивает принцип чтения в полной мере, с правильным произношением твердых и мягких согласных. Нет никаких препятствий к тому, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.

Миф 5: глобальное чтение помешает ребенку освоить «нормальное» чтение

Особо тревожные родители, которые параллельно вводят чтение по букварю, могут не волноваться: глобальное чтение нисколько не помешает, а наоборот, только ускорит процесс. Если не прибегать к послоговому или побуквенному чтению, то после освоения чтения глобально ребенок сам будет знать «имя» каждой буквы, а длинные неизвестные слова, скорее всего, станет прочитывать, разбивая его для себя на небольшие отрезки. Т.е. от глобального перейдет к послоговому, и опыт автора статьи это подтверждает.

Wisenteta специально для сайта Я — молодая мама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *