Методика развития Монтессори

Суть методики развития МонтессориМетодика Монтессори, разработанная итальянским педагогом Марией Монтессори в впервой половине прошлого века, сегодня применяется во многих детских дошкольных учреждениях всего мира.

Суть методики Монтессори

Группы внутри таких садов объединяются по принципу семьи, в них входят дети различного возраста (от 3 до 12 лет). Групповых занятий (в классическом понимании) нет. Дети предоставлены своим желаниям, и могут заниматься понравившимся делом внутри специально оборудованных зон — в этом и заключается суть методики Монтессори.

Зона реальной жизни, где ребенок может заниматься повседневными делами, чистить обувь, резать салат, пришивать пуговицу.

Зона сенсорного развития, в которой дети учатся различать всевозможные свойства предметов: размеры, цвет, запах.

Языковая зона, предназначенная для развития навыков чтения и письма.

Математическая зона, в которой ребенок осваивает основы счета и значение абстрактных понятий.

Перечисленные выше зоны относятся к наиболее распространенным, при желании их число может быть увеличено за счет добавления дополнительных зон (художественной, танцевальной). Длительность занятий и дидактический материал ребенок также выбирает сам, сообразуясь с собственным ритмом развития.

Монтессори-материалы

Для проведения занятий были созданы специальные монтессори-материалы, соединяющие в себе достоинства обучающих игрушек и учебных пособий. Они изготавливаются из натуральных материалов и разработаны таким образом, что помогают ребенку самостоятельно находить и исправлять совершенные ошибки.

Роль педагога в монтессори-классах сводится к наблюдению за детьми и побуждению их действовать самостоятельно, оказывая помощь каждому из них только в случае необходимости в индивидуальном порядке. Предполагается, что практикующие методику преподаватели должны проходить обучение в специальных центрах.

Девиз методики — «Помоги мне сделать это самому».

Достоинства и недостатки классической теории Монтессори

Основным достоинством этой методики признается уважительное отношение к личности ребенка. У детей вырабатывается осознанное отношение к свободе и обязанностям, стремление к самостоятельности, трудолюбие, положительная самооценка. Стимулируется развитие аналитических способностей и логического мышления.

К недостаткам можно отнести недооценку важности творческого развития личности, в отличие, например, от вальдорфской педагогики. Теория Монтессори полагает, что отвлечение от жизненных реалий и уход в вымышленный мир тормозит развитие интеллекта. Отсюда вытекает прохладное отношение к сказкам, чтению книг, художественному творчеству.

Не следует забывать о том, что методика Монтессори родилась очень давно. Современные специализированные детские сады, стараясь соответствовать современным тенденциям, редко используют ее в чистом виде.

Ирина Сурду специально для сайта Я — молодая мама

© 2010, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также:

Speak Your Mind

*