Малыш овладевает речью

Уровни речевого развитияВы, конечно же, замечаете, насколько легко вам общаться с вашим полуторагодовалым малышом. Сам он еще мало что говорит, но зато вас понимает прекрасно.

Он знает названия предметов и действий, может выполнить несложную просьбу (принести игрушку, погладить киску) и реагирует на ваши предложения (пойти гулять, выпить чаю). Это понимание устной речи без собственного ее воспроизведения называется «воспринимающим языком». Это первый и необходимый этап в становлении речи ребенка, который начинается еще тогда, когда малыш впервые слышит голос матери, находясь в ее утробе. И примерно до полутора лет ребенок совершенствует свои речевые навыки именно таким образом: слушая, запоминая, «впитывая», формируя свой собственный словарный запас.

Почему они не говорят так долго: непростая наука

Для малыша не так-то просто от «баба-ава-биби» перейти к настоящей, взрослой речи, предложениям из нескольких слов. Это совершенно разные уровни речевого развития.

От обозначений предметов ребенок переходит к описанию действий, событий, выражению своих чувств и эмоций. Для того чтобы овладеть словами, правилами грамматики и синтаксиса, построения предложений необходимо время.

Пора разговаривать?

Четко установленного возраста – нормального для овладения речью – не существует. Речевые навыки полуторагодовалых детей могут очень сильно различаться.

Родителям не стоит беспокоиться, если в 16-18 месяцев их ребенок еще остается молчуном. Конечно, бывает и так, что диагностика речевого развития малышей этого возраста выявляет их способность произносить до 20 слов.

Раз словечко, два словечко

В первую очередь ребенок овладевает словами-названиями. Их он использует для обозначения предметов, с которыми сталкивается достаточно часто – это люди, игрушки, животные и многое другое.

Это несложные слова из одного-двух слогов, количество которых в словарном запасе ребенка увеличивается на два-три в месяц. «Речевой прорыв» происходит в возрасте полутора лет (возможны небольшие отклонения в обе стороны), когда овладение языком у малыша становится гораздо более интенсивным (до 10-ти слов ежедневно). Ребенок начнет использовать свой увеличивающийся словарный запас и интонационные оттенки для более точной передачи своих мыслей и чувств.

Строим фразы и предложения

Пройдя описанные уровни речевого развития, малыш начнет вас радовать не отдельными словами, а целыми фразами и предложениями, связными и осмысленными.

Если раньше ребенок просто кричал «Киса!» и показывал пальчиком, то теперь он уже скажет «Киса спит». На картинке на смену «птичка» придет «lптичка летит», на смену «яблоко» — «яблоко вкусное». Конечно, еще рано для использования малышом предлогов и союзов. Эти части речи не несут для ребенка никакого смысла. Но всему свое время.

Такую речь специалисты называют «телеграфной». В большинстве своем фразы, употребляемые малышом, короткие, состоят из двух слов. Но и это уже немалое достижение. Это совершенно новый уровень речевого развития, овладения языком, взаимодействия с окружающим миром.

Александра Брусочкина специально для сайта Я — молодая мама

© 2010, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также:

Speak Your Mind

*