Диагностика речевого развития ребенка: на что стоит обратить внимание

Диагностика речевого развития ребенкаСчитается, что первые слова малыш произносит к году. Впрочем, это утверждение не является правилом, и многие детки с успехом обходят этот теоретический момент, начиная свою речевую деятельность в более раннем возрасте или же, наоборот, давая «вызреть» первым словам лишь к трем годам.

Когда стоит волноваться? Медики советуют вспомнить то время, когда о первых словах не могло быть и речи. Лепет и гуление — по их активности опытный врач может определить, насколько активен ваш говорун в плане речевого развития. Впрочем, и такие медицинские заключения более чем условны: главное, чтобы ребенок учился и произносил различные звуки, а когда и в какой последовательности он это сделает — обусловлено личным планом развития, а уж никак не умственными способностями.

Диагностика речевого развития производится педиатром постоянно. Отправляясь на прием к врачу, не поленитесь проинформировать его об успехах в речевом развитии: возможно, у него появятся ценные профессиональные соображения и советы по этому поводу.

Следует знать, что во многом диагностика речевого развития зависит от поведения родителей. Не стоит покупать обучающие игрушки и уговаривать малыша посмотреть обучающие мультики: в речевом развитии важнейшую роль играет именно живое общение, и заменить его чем-либо еще столь же эффективным и необходимым практически невозможно.

Специалисты рекомендуют обратить внимание на развитие мелкой моторики до года, а также игры на развитие речи. Все это можно начинать выполнять еще до того, как ребенку исполнится год. Это не гарантирует ранних успехов на поприще речевого развития, но станет важным основанием для появления и закрепления речевых навыков. Также не забывайте о пальчиковой гимнастике: все, что связано с разработкой ловкости пальчиков, активизирует речевые центры головного мозга.

Врачи выделили несколько причин, по которым ребенок может начать позже или хуже разговаривать. Если вы постараетесь исключить или ослабить эти факторы, диагностика речевого развития вашего малыша будет стремительно улучшаться. Вот эти причины.

1. Слишком активное речевое развитие.

Если ребенок начинает очень быстро и активно разговаривать, строить целые фразы и предложения в раннем возрасте, это — повод несколько умерить его познавательный пыл. К сожалению, психика вашего малыша еще очень хрупкая, чтобы оперировать большими объемами информации. Если в самом активном речевом развитии нет ничего плохого, то оно способно привести к крайней нежелательным последствиям — нарушениям сна, патологиям нервной системы и т.д.

Что делать: выдавать информацию малышу дозированно. Уделяйте внимание неторопливым разговорам, наблюдениям за птицами, ветру и шороху листьев.

2. Увлечение упрощением.

Психологи отмечают, что если вы будете называть ребенку предметы упрощенно («ав-ав», «би-би» вместо «собака», «машина»), вероятно, он быстрее станет пользоваться такими словами, но на общепринятые аналоги перейдет очень нескоро. Зачем переучиваться, если родители и так понимают?

Что делать: не пытаться облегчить малышу жизнь. Пусть он заговорит позже, но осознанно и грамотно. Есть смысл иногда «не понимать» ребенка, чтобы стимулировать произносить полные слова.

3. Заменитель речи.

Ребенок может с успехом изъясняться не только словами, но возгласами, жестами, движениями. В этом — опять-таки вина родителей, которые изначально построили таким образом общение с малышом.

Что делать: с рождения разговаривать с ребенком. Конечно, ласки, прикосновения и смех очень важны, но заменять слова они не должны, иначе у малыша сложится представление, будто разговаривать — совершенно необязательно для того, чтобы быть понятым!

4. Ориентация на предмет.

Ребенок смотрит мультики и играет с игрушками, в том числе разговаривающими и музыкальными. Что мы имеем на выходе? Ребенок ориентируется на игрушки, не умея построить живой диалог. Причина — слишком мало нормального человеческого общения в его жизни: его напрочь вытеснили новомодные игрушки и телевизор.

Вы считаете, что достаточно времени уделяете малышу? Потребности каждого ребенка в общении индивидуальны, поэтому ему вашего внимания может катастрофически не хватать, что не самым положительным образом скажется на его психическом и речевом развитии.

Что делать: общаться и общаться. Разговаривать дома и на прогулке. Называть предметы и рассказывать о них все, что знаете сами, даже если вы считаете, что подобные разговоры — «не по возрасту». Исключить из повседневной жизни ребенка телевизор и даже обучающие мультики. Пусть он учится разговаривать с вами, а не искать поддержки у бессловесных игрушек.

Читайте ребенку книжки, вместе слушайте аудио-сказки. И очень скоро ребенок наградит ваши усилия первыми, такими важными словами.

Wisenteta

© 2009 — 2010, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также:

Comments

  1. Мой почти 4-х летний говорун в последнее время стал жестами общаться. У его страшей сестренки тоже такой этап был. Вот интересно, с чем это связано? Вообще то он у нас большой болтун, но иногда на него находит эта странность :))

Speak Your Mind

*