Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Сенсорное воспитание детей раннего возрастаРоль воспитателей и учителей в развитии детей велика, однако первыми открывают мир перед ребенком все-таки родители! Именно они должны научить малыша хоть немного ориентироваться во всем том, что его окружает, и сделать это до того, как он переступит порог детского сада.

Многих родителей волнует вопрос: с чего же начинать сенсорное воспитание детей раннего возраста и сколько лет должно быть ребенку? Начинать надо с общения с ребенком, с того момента, когда он начнет реагировать на речь, то есть до года! Малыш может еще не уметь говорить, но при этом прекрасно запоминать отдельные слова, связывать их с определенными предметами.

Игрушки в помощь

Что придумать для того, чтобы малыш быстрее осваивал необходимые понятия: различал цвета, формы, звуки, имел представления о направлениях «прямо», «налево», «направо» и т.д.?

Зайдите в любой магазин детских игрушек, и вы найдете полный комплект дидактического материала. Пирамидки из колечек, кубики, мячики, простейшие конструкторы для детей до 3-х лет – все это подойдет для занятий с малышом.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста: предупреждение ошибок

Взрослым бывает очень трудно признать свои ошибки, проще сказать: «Ребенок еще слишком мал, он ничего не понимает, нет смысла сейчас тратить на это время. Вот пойдет в детский сад, там и научится!» Какие же ошибки на самом деле допускают взрослые?

1. Ждут моментального результата.

2. Ставят перед ребенком чересчур сложную задачу.

3. Не отводят время для закрепления полученных знаний.

Как это выглядит на практике? Допустим, родители поставили перед собой задачу научить малыша различать цвета. Вместо того, чтобы каждый цвет вводить по отдельности (например, сегодня выбираем из кубиков только красные; завтра – синие; послезавтра красные и синие; отводим несколько дней на закрепление выученных цветов; затем постепенно по одному добавляем другие цвета) взрослые раскладывают перед ребенком целую палитру красок и ждут от него проявления уникальных способностей – по их мнению, он должен сразу научиться распознавать несколько цветов.

Аналогичный пример с простейшей пирамидкой: кто хоть раз наблюдал за детьми в тот момент, когда они пытаются сами собрать ее детали, то есть надеть кольца на штырек, знают, как трудно им это дается! Колечки не попадают на свои места, малыш проявляет «чудеса» ловкости, нанизывая их на палочку. Предложите ему в этот момент собрать кольца в порядке уменьшения – он никак не справится с этим! Сначала он должен научиться уверенно собирать колечки на штырек, и только тогда, когда действия его будут доведены до автоматизма, можно усложнять ему задачу, предлагая расположить колечки от больших к меньшим.

Чем больше слов – тем шире кругозор

Одно из главных условий успешного развития ребенка – это постоянное общение с ним. Опять же многие родители ошибаются, считая, что сам факт того, что они находятся рядом с малышом, кормят его, переодевают – это уже и есть общение. Общение начинается только тогда, когда взрослые говорят, а ребенок реагирует: следит за мимикой говорящего, интонацией, улавливает какие-то знакомые слова и выполняет определенные действия, связанные с их смыслом.

Если малыш не говорит сам – это не значит, что он не понимает. Обратите внимание, что дети, которые начинают говорить довольно поздно, допустим, к трем годам, часто удивляют своих родителей накопленным запасом слов – оказывается, они все понимали, только не могли воспроизводить звуки.

Опыт педагогов — не тайна

Современные родители должны быть грамотны: сегодня отнюдь не трудно найти литературу про сенсорное воспитание детей раннего возраста и познакомиться с различными методиками, позволяющими активно развивать малыша.

Например, как помочь ребенку научиться отличать простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), сравнивать величины (большой, маленький, больше, меньше), находить цвета, различать звуки (громко, тихо), проводить простую линию и рисовать кружочки? Для каждого этапа воспитания есть специальные упражнения.

Задача родителей – найти их и применять на практике, добиваясь нужных результатов: не стоит «изобретать велосипед», когда есть прекрасные авторские методики, проверенные опытом и временем.

Ольга Крусь специально для сайта Я — молодая мама

© 2013, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также:

Speak Your Mind

*