Как научить ребенка читать по слогам?
Чтение — важный этап на пути становления маленького человека. Как это, должно быть, страшно и интересно — вдруг суметь делать то, что умеют взрослые: хорошо читать! Чтение пригодится и тем, кто только собирается в школу: многие учебные заведения выдвинули к юным будущим школьникам минимальные требования по уровню образованности: умение читать (или знание букв) и считать (как правило, до пяти или десяти).
Если к вопросу, как научить ребенка читать, вы подойдете творчески, с любовью и неспешностью, то у вас получится превратить процесс обучения веселую, захватывающую игру. И очень скоро вы ощутите законное чувство гордости за своего малыша, который научился читать, и за себя (ведь это вы его научили!)
По какой системе учить читать
Мы не будем спорить о том, какой метод лучше и эффективнее, а просто расскажем о самых распространенных направлениях в этой сфере и расскажем, как научить ребенка читать по слогам.
По слогам
Традиционная образовательная система отдает предпочтение чтению по слогам. За исключением сложных и редкоупотребляемых, слогов в русском языке примерно 250. Учить придется только самые простые. На определенном этапе ребенок заметит закономерность объединения букв в слоги и уже сам прочтет и запомнит, как читаются остальные — и слоги, и слова.
По буквам
Детям раннего возраста, в общем-то, все равно, что запоминать — названия овощей и фруктов или названия смешных закорючек-символов — букв русского языка. Привлекательные карточки с понятными буквами (желательно, чтобы на карточке не было больше никаких отвлекающих моментов, например, картинки) — отличное игровое пособие. Перебирая их, ребенок быстро заметит, чем они отличаются друг от друга. Маме же остается только сидеть рядышком и твердить букву, на которую малыш смотрит в данный момент.
Надо ли объяснять, что знание букв и умение читать — это далеко не одно и то же? Но во многих обучающих системах буква является той единицей, из которых складывается слово. Поэтому этот этап является подготовительным, хоть и для таких систем, как, например, глобальное чтение, — необязательный.
Важно произносить не буквы, а именно звуки, которые они обозначают, т.е. не ЭФ, а Ф и т.д.
Целиком слова
Этот принцип получил название глобального чтения. Его разработчики считают, что детей надо учить чтению так же, как и обучению родному языку, — т.е. не буквами или слогами, а — словами (кстати, аналогично мыслил Шиничи Сузуки, придумавший, как легко обучать детей музыке). Принцип глобального чтения состоит в том, что слова ребенок запоминает, как картинку. Не стоит недооценивать детскую память — ребенку ничуть не сложнее запомнить очертания одного слова, чем одну букву. В несомненный плюс такой системы следует зачислить то, что наученные по ней дети патологически грамотны, ведь они пишут так, как видели это слово написанным.
Сегодня эта система внедряется для обучения детей с ограниченными возможностями, но если вспомнить, что методика Монтессори или Домана также создавалась для детей с проблемами развития, то можно утверждать, что принцип глобального обучения для здоровых детей был бы особенно эффективен.
Учим ребенка читать по слогам
1. Для начала сделайте несколько карточек. На них мы напишем самые простые слоги — МА, БА, ПА. Играем, запоминая, какой слог как выглядит. И когда ребенок уже безошибочно сможет показать, где какой слог из этих трех, переходим к следующему этапу — чтению слов.
2. Используем те же карточки. Кладем две карточки рядом — МА+МА. Малыш легко повторит или сам прочтет эти два слога, дважды сказав МА. Не торопите его. Возможно, он сам поймет, что у него получилось самое главное слово — МАМА! А если нет, то подскажите ему. Похвалите, ведь он прочел это слово сам! Аналогичным образом получаем ПАПА и БАБА.
3. Вводить новые слоги нужно постепенно, все время возвращаясь к пройденному материалу. И когда ребенок наконец поймет, как образовываются из букв — слоги, а из слогов — слова, можете считать, что ваш ребенок уже умеет читать. Теперь — дело за практикой.
Важные нюансы при обучении ребенка чтению по слогам
Тщательно прорабатывайте каждый слог, придумывая с ним разные слова, пригодные для прочтения ребенком. Можно составить план по введению новых слов. Хороша табличка, в одной колонке которой вы впишете новые слоги в порядке их введения, а во второй — слова, которые можно составить из этих слогов с применением тех, которые вы уже прошли.
Помогайте ребенку ровно столько, чтобы он с успехом справлялся с поставленными перед ним задачами. Это значит, что задания не должны быть сложными для него. Поддерживайте в нем чувство успеха, НИКОГДА не ругайте за непонимание. Не понял? Хорошо, тогда выполним другое задание (а к этому вернемся позже, добавляете вы «про себя»).
Для ребенка обучение будет эффективным только в случае, если оно представлено в форме игры. Поэтому вам понадобятся разнообразные пособия — и магнитная азбука на холодильнике в кухне, и войлочный коврик с буквами в прихожей, и еще много чего. Можно приобрести и специальные обучающие пособия — скажем, кубики Зайцева.
Придумывайте разнообразнейшие игры — и тогда ребенок с интересом перейдет от чтения слов — к предложениям, от прочтения коротеньких детских книжек — к серьезным произведениям детской литературы.
Wisenteta специально для сайта Я — молодая мама