Нормы психомоторного развития ребенка до года
Психомоторные реакции у ребенка до года могут развиваться по-разному, здесь имеет значение и его здоровье, и настроение, и темперамент, унаследованный от родителей, и даже национальная принадлежность. Однако есть общие критерии, по которым можно судить, насколько гармонично развивается ребенок, как он овладевает необходимыми навыками и соответствуют ли его физические и интеллектуальные способности биологическому возрасту.
Не следует слишком строго придираться к приобретенным навыкам, так как индивидуальное развитие психических процессов и физического состояния никто не отменял. Возможно, по одним критериям ребенок будет опережать средние показатели, по другим — отставать; это нормально. Но если вы замечаете, что развитие отстает от нормы на два и более месяцев, стоит обратиться к специалистам.
Ребенок в 1 месяц:
- может приподнимать и держать головку в положении лежа на животе;
- реагирует на звуки, особенно громкие, и на яркий свет;
- смотрит по сторонам и может задерживать взгляд;
- произносит отдельные звуки;
- выражены хватательный и сосательный рефлексы;
- как правило, к концу третьей недели (максимум в месяц) начинает улыбаться.
Ребенок в 2 месяца:
- поворачивает головку, поглядывая по сторонам;
- к концу второго месяца может удерживать головку в вертикальном положении в течение нескольких минут;
- улавливает взглядом движение предмета около себя;
- активно реагирует на лицо и речь родителей;
- устанавливает контакт улыбкой;
- издает короткие звуки.
Ребенок в 3 месяца:
- из положения на животе поднимает голову вместе с плечами (локтевое положение);
- заваливается на бок;
- делает первые попытки дотянуться до игрушки;
- явно выражает реакцию на внешние световые и звуковые раздражители;
- может подолгу гулить;
- реагирует на общение с ним улыбкой и двигательной реакцией.
Ребенок в 4 месяца:
- уверенно хватает игрушки, подвешенные в кроватке;
- при вертикальном хвате уже упирается ножками в опору;
- переворачивается со спины на живот;
- подолгу гулит, осваивая новые звуки, в том числе согласные;
- начинает узнавать мать и реагирует на ее появление комплексом оживления (дрыгая ручками и ножками);
- первый заливистый смех приходится на 4 месяца.
Ребенок в 5 месяцев:
- может поворачиваться и переворачиваться, когда тянется за игрушкой; делает активные попытки взять ее в руку;
- в вертикальном положении уверенно упирается ногами (стоит) и может прыгать, отталкиваясь от опоры, если его держат подмышки;
- различает тональность разговора: приветливые и строгие звуки речи.
Ребенок в 6 месяцев:
- может выполнять перекаты со спины на живот и обратно;
- выпрямляет руки, лежа на животе, приподнимаясь;
- распознает чужих и своих;
- усложняется игра звуков, слогов и тонов во время лепетания;
- просится на руки, вытягивая свои ручки.
Ребенок в 7 месяцев:
- налаживается координация движений, может хвататься за свои ноги, когда бодрствует лежа на спине;
- разглядывает игрушку и перекладывает из руки в руку;
- может сидеть, если посадили; некоторые дети в этом возрасте сами садятся;
- тянется за игрушкой из любого положения;
- настойчиво требует внимания к себе;
- активно передвигается по кроватке по-пластунски, делает попытки приподниматься.
Ребенок в 8 месяцев:
- может ползать, раскачиваться, стоя на четвереньках;
- сам садится;
- произносит отдельные слоги;
- включается в пальчиковые игры «ладушки», «сороку-белобоку»;
- смеется, лепечет, устанавливая контакт с другими людьми и детьми.
Ребенок в 9 месяцев:
- ходит по кроватке;
- может сам себя развлекать, перебирая игрушки;
- начинает реагировать на свое имя;
- способен повторять некоторые действия взрослых;
- выполняет простейшие жесты: помахать ручкой, покивать головкой.
В 10 месяцев:
- изменяется хватательная активность: может брать предметы двумя пальцами (указательным и большим);
- способен усложнять игры, вкладывая один предмет в другой, нанизывает кольца на стержень;
- активно выражает свои эмоции, добавляя мимику и жесты;
- ходит, держась за опору;
- четко произносит слоги.
11 месяцев:
- может стоять, не держась;
- ходит с поддержкой за руки;
- продолжает совершенствовать пальчиковый захват предметов, показывает пальчиком на предметы;
- реагирует на запретительные слова: «нельзя», «не надо», «не выбрасывай», как правило, делая наоборот или плачет;
- неосознанно произносит слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие, машет рукой «пока-пока»;
- делает первые самостоятельные шаги.
12 месяцев:
- играет с игрушками, развлекая себя сам, довольно длительное время;
- знает и показывает, где нос, глаза, ушки и пр. части тела;
- ходит уверенно без поддержки;
- играет в прятки, выглядывая из-за угла;
- может выполнять некоторые просьбы, например, что-нибудь принести;
- дает другому ребенку игрушку или забирает;
- повторяет действия, например, постучать молоточком или палочкой по полу и пр.;
- если мяч закатился, ищет его, заглядывая под кровать; или пытается найти пульт от телевизора, если видел, что мать или отец спрятали его под подушку, например;
- в арсенале годовалого малыша уже около 10 слов, если он не говорит, то особое внимание надо обратить на развитие мелкой моторики;
- кроха активно выражает согласие на приглашение пообниматься, понежиться.
Татьяна Солодовник специально для сайта Я — молодая мама