Календарь развития

Нормы психомоторного развития ребенка до года

Психомоторное развитие ребенка до годаПсихомоторные реакции у ребенка до года могут развиваться по-разному, здесь имеет значение и его здоровье, и настроение, и темперамент, унаследованный от родителей, и даже национальная принадлежность. Однако есть общие критерии, по которым можно судить, насколько гармонично развивается ребенок, как он овладевает необходимыми навыками и соответствуют ли его физические и интеллектуальные способности биологическому возрасту.

Не следует слишком строго придираться к приобретенным навыкам, так как индивидуальное развитие психических процессов и физического состояния никто не отменял. Возможно, по одним критериям ребенок будет опережать средние показатели, по другим — отставать; это нормально. Но если вы замечаете, что развитие отстает от нормы на два и более месяцев, стоит обратиться к специалистам.

Ребенок в 1 месяц:

  • может приподнимать и держать головку в положении лежа на животе;
  • реагирует на звуки, особенно громкие, и на яркий свет;
  • смотрит по сторонам и может задерживать взгляд;
  • произносит отдельные звуки;
  • выражены хватательный и сосательный рефлексы;
  • как правило, к концу третьей недели (максимум в месяц) начинает улыбаться.

Ребенок в 2 месяца:

  • поворачивает головку, поглядывая по сторонам;
  • к концу второго месяца может удерживать головку в вертикальном положении в течение нескольких минут;
  • улавливает взглядом движение предмета около себя;
  • активно реагирует на лицо и речь родителей;
  • устанавливает контакт улыбкой;
  • издает короткие звуки.

Ребенок в 3 месяца:

  • из положения на животе поднимает голову вместе с плечами (локтевое положение);
  • заваливается на бок;
  • делает первые попытки дотянуться до игрушки;
  • явно выражает реакцию на внешние световые и звуковые раздражители;
  • может подолгу гулить;
  • реагирует на общение с ним улыбкой и двигательной реакцией.

Ребенок в 4 месяца:

  • уверенно хватает игрушки, подвешенные в кроватке;
  • при вертикальном хвате уже упирается ножками в опору;
  • переворачивается со спины на живот;
  • подолгу гулит, осваивая новые звуки, в том числе согласные;
  • начинает узнавать мать и реагирует на ее появление комплексом оживления (дрыгая ручками и ножками);
  • первый заливистый смех приходится на 4 месяца.

Ребенок в 5 месяцев:

  • может поворачиваться и переворачиваться, когда тянется за игрушкой; делает активные попытки взять ее в руку;
  • в вертикальном положении уверенно упирается ногами (стоит) и может прыгать, отталкиваясь от опоры, если его держат подмышки;
  • различает тональность разговора: приветливые и строгие звуки речи.

Ребенок в 6 месяцев:

  • может выполнять перекаты со спины на живот и обратно;
  • выпрямляет руки, лежа на животе, приподнимаясь;
  • распознает чужих и своих;
  • усложняется игра звуков, слогов и тонов во время лепетания;
  • просится на руки, вытягивая свои ручки.

Ребенок в 7 месяцев:

  • налаживается координация движений, может хвататься за свои ноги, когда бодрствует лежа на спине;
  • разглядывает игрушку и перекладывает из руки в руку;
  • может сидеть, если посадили; некоторые дети в этом возрасте сами садятся;
  • тянется за игрушкой из любого положения;
  • настойчиво требует внимания к себе;
  • активно передвигается по кроватке по-пластунски, делает попытки приподниматься.

Ребенок в 8 месяцев:

  • может ползать, раскачиваться, стоя на четвереньках;
  • сам садится;
  • произносит отдельные слоги;
  • включается в пальчиковые игры «ладушки», «сороку-белобоку»;
  • смеется, лепечет, устанавливая контакт с другими людьми и детьми.

Ребенок в 9 месяцев:

  • ходит по кроватке;
  • может сам себя развлекать, перебирая игрушки;
  • начинает реагировать на свое имя;
  • способен повторять некоторые действия взрослых;
  • выполняет простейшие жесты: помахать ручкой, покивать головкой.

В 10 месяцев:

  • изменяется хватательная активность: может брать предметы двумя пальцами (указательным и большим);
  • способен усложнять игры, вкладывая один предмет в другой, нанизывает кольца на стержень;
  • активно выражает свои эмоции, добавляя мимику и жесты;
  • ходит, держась за опору;
  • четко произносит слоги.

11 месяцев:

  • может стоять, не держась;
  • ходит с поддержкой за руки;
  • продолжает совершенствовать пальчиковый захват предметов, показывает пальчиком на предметы;
  • реагирует на запретительные слова: «нельзя», «не надо», «не выбрасывай», как правило, делая наоборот или плачет;
  • неосознанно произносит слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие, машет рукой «пока-пока»;
  • делает первые самостоятельные шаги.

12 месяцев:

  • играет с игрушками, развлекая себя сам, довольно длительное время;
  • знает и показывает, где нос, глаза, ушки и пр. части тела;
  • ходит уверенно без поддержки;
  • играет в прятки, выглядывая из-за угла;
  • может выполнять некоторые просьбы, например, что-нибудь принести;
  • дает другому ребенку игрушку или забирает;
  • повторяет действия, например, постучать молоточком или палочкой по полу и пр.;
  • если мяч закатился, ищет его, заглядывая под кровать; или пытается найти пульт от телевизора, если видел, что мать или отец спрятали его под подушку, например;
  • в арсенале годовалого малыша уже около 10 слов, если он не говорит, то особое внимание надо обратить на развитие мелкой моторики;
  • кроха активно выражает согласие на приглашение пообниматься, понежиться.

Татьяна Солодовник специально для сайта Я — молодая мама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *