Кратко о сензитивных периодах в развитии детей
Наиболее полное описание сензитивных периодов и их влияния на развитие человеческой личности можно найти в известной книге Марии Монтессори «Помоги мне это сделать самому». Именно там дается их классическое определение и подробное описание.
Цель этой статьи — дать общее представление о сензитивных периодах в развитии детей и, возможно, привлечь внимание родителей к этому явлению.
Что представляют собой сензитивные периоды в развитии
Под сензитивными периодами развития детей понимают временные периоды, в течение которых восприятие ребенком определенных видов деятельности или поведения происходит естественным путем. Ребенок, находящийся в таком периоде, усваивает огромные объемы относящейся «к теме» информации без значительных усилий. Вне сензитивного периода обучение соответствующим навыкам происходит с большим трудом.
В качестве примера, поясняющего ситуацию, рассмотрим изучение языков. Во время подходящего сензитивного периода (от 0 до 7 лет) ребенок может без каких-либо усилий освоить один или несколько языков. Причем усвоит он правильную грамматику, произношение и прочие лингвистические тонкости.
Чтобы изучить язык вне сензитивного периода, любому из нас придется обратиться к учителям, пройти специализированные курсы и вообще всячески «напрягаться».
Другими словами, сензитивные периоды — это наиболее благоприятное время для развития тех или иных навыков или приобретения знаний. Их примерные временные границы установлены, но у каждого ребенка они индивидуальны и могут отклоняться на несколько месяцев.
Важно помнить, что такие периоды бывают в жизни каждого человека, но они никогда не повторяются. Поэтому так важно «не упустить время», отведенное природой на естественное развитие личности.
Краткое описание сензитивных периодов, выделенных в монтессори-педагогике, и также их примерные возрастные границы
1. Период развития речи (от рождения до 7 семи лет). В течение этого периода ребенок естественно овладевает навыками разговорной речи, постепенно переходя от повторения звуков к ясному выражению мыслей. При правильном обучении к концу периода может читать и писать.
2. Восприятие порядка (от полутора до трех лет). Во время этого периода ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, определяет для себя правила поведения в пространстве, времени и общении с людьми.
3. Сенсорное развитие (с рождения до шести лет). В течение этого довольно длительного периода ребенок приобретает представление об окружающих его вещах, учиться определять и систематизировать их характеристики.
4. Восприятие маленьких предметов (от полутора до двух с половиной лет). В этом периоде ребенок познает мелкие детали, из которых состоит мир. Он живо интересуется всем, что попадает в его поле зрения, соотносит, оценивает и запоминает предметы.
5. Развитие движений и действий (от года до четырех лет). В течение этого периода ребенок изучает доступные ему движения и занятия. Этот период необычайно важен, поскольку «отвечает» за физическое и тесно связанное с ним психическое развитие человека.
6. Развитие социальных навыков (от двух с половиной до шести лет). В ходе этого периода ребенок легко осваивает правила поведения, принятые между людьми. Именно здесь закладываются представления о вежливости и культурном общении.
Что дают родителям знания о сензитивных периодах развития ребенка
Родители не могут оказывать влияние на сензитивные периоды развития ребенка, но, зная о них, могут создавать для малыша среду, максимально благоприятствующую его гармоничному развитию и обучению.
Если время будет упущено и ребенок не получит соответствующих условий (уроков) и не овладеет необходимыми навыками, исправить это будет очень сложно.
Таким образом, имея общее представление о сензитивных периодах, родители могут содействовать естественному и своевременному развитию личности своего ребенка.
Ирина Сурду специально для сайта Я — молодая мама
Фото — © Renata Osi?ska | Dreamstime.com