Психологическая готовность ребенка к школе
Поступление ребенка в школу — это важный этап в жизни всей семьи, первое серьезное испытание для ребенка, и почти всегда — стресс для родителей. Перед записью ребенка в первый класс ему предстоит не только встреча с его будущими учителями, но и со школьным психологом, который выяснит, готов ли ребенок к школе в психологическом плане.
Общая психологическая готовность ребенка к обучению в школе состоит из трех аспектов — социального, эмоционального и интеллектуального.
Под понятием социальной зрелости понимается необходимая мотивация, побуждающая ребенка вступать в общение со сверстниками. Кроме того, будущий школьник должен понимать необходимость подчинения законам коллектива, а также осознавать важность личности учителя.
Необходимый уровень эмоциональной зрелости ребенком достигается тогда, когда он оказывается в состоянии самостоятельно переходить от спонтанных, импульсных реакций к адекватному поведению. Кроме того, ребенок эмоционально готов к школе только в том случае, если он может некоторое время выполнять не слишком интересную или монотонную работу.
Интеллектуальная зрелость как составляющая психологической готовности ребенка к школе определяется тем, что для поступления в первый класс ребенок должен уметь:
• четко концентрировать свое внимание;
• проводить логические аналогии для лучшего запоминания информации;
• уметь повторять движения и рисунки по образцу;
• понимать связь между действием и результатом.
Таким образом, можно сделать вывод: только обладая определенной степенью развития, ребенок будет готов к школе.
К сожалению, стандартизированная система не берет в расчет, что развитие каждого человека идет по собственному пути. Все мы в разное время начали ходить и говорить, рисовать и улыбаться. Естественно, что к возрасту 6-7 лет каждый ребенок обладает своим собственным набором умений и знаний.
Кто-то хорошо считает и пишет, а кто-то не обладает этими навыками, зато готов к восприятию и применению новой информации. Однако если ребенок не пройдет необходимые для поступления в школу тесты, то ему придется ждать еще год. Большой трагедии в этом нет при условии адекватного понимания родителями и прочими близкими людьми того, что ребенок абсолютно нормальный, просто развивается он по собственной внутренней программе и всего лишь не достиг того уровня психологической готовности к школе, который необходим для комфортного и эффективного обучения.
Однако есть возможность подстраховаться и подготовить ребенка к школе; причем не научить его читать и писать, а действительно подготовить согласно вышеперечисленным аспектам зрелости.
Лучшими методиками, которые помогут улучшить память, укрепить восприятие и сделать вашего ребенка более усидчивым и внимательным, являются упражнения на общее развитие.
Разговаривайте со своим ребенком как можно больше; фантазируйте, сочиняйте стихи и сказки. С вниманием выслушивайте рассказы вашего ребенка о том, что с ним происходило в ваше отсутствие, задавайте побольше вопросов, побуждая его вспоминать подробности. Рассматривайте картинки, разыскивая на двух почти одинаковых рисунках отличия. Сравнение всевозможных предметов также прекрасно развивает логику и память.
Чтобы подготовить ребенка к мелким движениям, которые ему придется делать в школе, почаще собирайте с ним всевозможные конструкторы. Занимайтесь вместе домашним творчеством — лепите из глины или пластилина, вырезайте из цветной бумаги, рисуйте. Так вы не только обеспечите своему ребенку в будущем аккуратный почерк, но и поможете развить его воображение.
Гуляя с ребенком, рассказывайте ему побольше о происходящих вокруг процессах и явлениях: почему идет дождь или снег, как производят машины, зачем нужны деревьям листья и так далее.
И самое главное — привить ребенку уверенность в том, что родительская любовь не зависит ни от учебы, ни от поведения; пусть он твердо знает — с пятеркой или двойкой в дневнике, он все равно останется самым родным и любимым: это немаловажный аспект психологической готовности ребенка к школе. Такая уверенность сделает будущего ученика активным, не боящимся нового и любознательным – а эти качества обязательно помогут вашему ребенку в нелегком деле постижения школьных наук.
Ольга Ивановская специально для сайта Я — молодая мама