Как развить чувство юмора у ребенка
Чувство юмора является врожденным свойством человека, и, в той или иной степени, присуще каждому. Умение оценивать ситуацию, видя ее забавные стороны, возведенное в привычку, делает жизнь человека легче и веселее.
Можно ли развить чувство юмора у ребенка
Нет ни курсов, ни пособий, которые бы воспитывали это важное качество человека. Все, что мы можем дать ребенку, это правильную обстановку в семье: дружественное, терпимое отношение родных людей друг к другу и умение посмеяться над проблемами.
В общении и играх должны присутствовать шутки, доброе подтрунивание над промахами. Должно быть ясно, что ошибиться — это смешно, поправимо, и может произойти с каждым.
Приобретенное дома умение ребенок перенесет в свою личную жизнь. И, общаясь со сверстниками, не побоится оказаться в смешном положении, прослывет юмористом и приобретет друзей.
Шутки, обращенные к ребенку, всегда должны быть добрыми. О беспощадности иронии он успеет узнать в свое время. Играя с малышом, старайтесь высветить забавную сторону ситуации, возникшей в результате допущенных ошибок, не концентрируясь на причинах, и, тем более, виновниках ее возникновения. Например, завязывая шнурки на ботинках, намеренно перепутайте их, привязав одну ногу к другой. Падайте, путайтесь, веселитесь. Оденьте задом наперед шапку, посмейтесь над результатом.
О самоиронии ее значении в воспитании ребенка
Умение относиться с юмором к себе и своим поступкам свойственно только самодостаточным людям. С этой точки зрения родителям важно точно чувствовать разницу между такими понятиями как «самоирония» и «самоуничижение». В первом случае речь идет об умении с юмором противостоять неприятностям, сохраняя самоуважение и психологическое равновесие. Так рождаются хладнокровие и умение «держать удар».
Во втором случае мы приходим к прямому умножению комплексов неполноценности со всеми вытекающими негативными последствиями.
Оценивая ребенка, совершившего какие-либо ошибки, посмейтесь над его неудачей, представив ее в ракурсе «ошибся, с кем не бывает». Не забудьте показать малышу, что подобные вещи случаются и со взрослыми, и с вами в том числе. Это, опять же, смешно, поправимо и может произойти с каждым.
О юморе, смехе и игре
Маленькие дети, осваивая язык, создают новые словечки. Не спешите говорить, что так «коверкаются» слова. Постарайтесь увидеть забавную сторону во вновь созданной словоформе, показывая ребенку, что цените его остроумие. Избегайте одергиваний вроде «не говори ерунды» или «так не бывает».
Чаще играйте в игры, рождающие смех. Например, по очереди рисуйте с завязанными глазами — отличная тренировка для развития чувства юмора у ребенка! Или создайте общий рисунок, последующие детали которого добавляет новый художник, от которого закрыты предыдущие части изображения. Результаты обеих игр будут веселыми, пусть ребенок опишет, что именно получилось смешно и почему. Например, голова лошади оказалась не на месте. Наверное, это неумелый волшебник превращал табуретку в лошадь. Лошадь в конце пожалейте и исправьте рисунок.
Модернизируйте сказки, используя весь потенциал сказкотерапии для детей. Попробуйте вместе с ребенком изменить ход сказочных событий таким образом, чтобы получить смешную ситуацию. Например, какие неудобства будет испытывать Волк, если Красная шапочка подружится с его бабушкой и решит занести ей пирожки по дороге. Заодно покажите, что и у Волка могут быть хорошие черты — он любит свою бабушку.
Ребенку постарше объясните, что плохих и хороших людей нет. Нужно уметь оценить светлые стороны человека и с юмором отнестись к негативу. Предложите игру, в которой нужно придумать слова, хорошо характеризующие маму, например. Это разовьет словарный запас ребенка, научит основам иносказания и правильному отношению к комплиментам. Поощряйте иронию с его стороны. Чувство юмора у ребенка, в конце концов, и вас научит проще относиться к мелочам.
Попробуйте вместе с ребенком изобразить негативные эмоции на бумаге. Например, злость может выглядеть как неуклюжий пузатый человечек с маленькими глазками и короткими ручками.
Важный момент — знакомство с анекдотами. Скорее всего, первые, рассказанные ребенком, будут давно известными. Не говорите об этом, смейтесь, помогая остряку по достоинству оценить эту составляющую юмора. Подростку уже можно объяснить, что рассказывать анекдоты с бородой — неблагодарное занятие. Необходимо также научить его отличать юмор от пошлости, насмешки и сарказма.
Над чем нельзя смеяться
Есть вещи, над которыми нельзя смеяться ни при каких обстоятельствах. Прежде всего, это физические недостатки ребенка, например, лишний вес или близорукость. Став поводом для шуток, они превратятся в комплекс неполноценности.
Во-вторых, никогда не подсмеивайтесь над открытыми вам чувствами малыша, цените доверие, которым он вас одарил. Сопереживайте, попробуйте дать ненавязчивый совет.
В третьих, нужно серьезно отнестись к тому, что кажется ребенку проблемой, даже если вы, с высоты взрослой колокольни, понимаете, что дело не стоит выеденного яйца.
Чувство юмора и остроумие
Эти понятия тоже нужно отличать. Умение видеть смешную сторону ситуации и быстро придумывать смешные замечания или действия — не одно и то же. По хорошему остроумный человек должен успевать критически оценить остроты до того, как произнесет их вслух.
И напоследок, если присущее нам чувство юмора не очень велико, хорошо бы отдавать себе в этом отчет.
Ирина Сурду специально для сайта Я — молодая мама