Иностранный язык с пеленок?

Известно, что изучение иностранного языка развивает память и внимание. Кроме того, иностранные языки открывают нам новый мир: как говорили древние мудрецы, «сколько языков ты знаешь, столько у тебя и жизней». А. П. Чехов, знаменитый очень точными описаниями, сказал: «Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек».

Также ни для кого не секрет, что чем раньше человек приступает к изучению иностранного языка, тем легче и быстрее он его усваивает. Поэтому многие современные родители создают условия для того, чтобы их дети наравне с родным языком изучали иностранный. Сегодня в США и других западных странах теме детского билингвизма посвящают многочисленные научные исследования, в средствах массовой информации нередко публикуют статьи по данной теме. В России детский билингвизм не столь частое явление, как, на пример, в США, однако сегодня все больше продвинутых родителей создают для своих детей условия к раннему изучению иностранного языка. Ниже мы приводим перевод статьи, которая описывает суть детского билингвизма.

«Решиться на воспитание ребёнка-билингва непросто, особенно если кто-то из родителей (или оба) не знает того языка, который будет изучать ребёнок. На ранних стадиях развития ребёнок будет путать языки и родители не сразу смогут понять, о чём он говорит. Поскольку оба языка будут для ребёнка родными, он не сразу сможет провести чёткую границу между ними.

Процесс усвоения иностранного языка с пеленок может проходить без каких-либо трудностей, особенно в тех семьях, где билингвизм принят уже давно. Однако чаще родителям приходится сталкиваться с теми или иными проблемами: ребенок не воспринимает на слух Вашу речь, отказывается говорить на том или ином языке, уровень владения одним языком на порядок ниже и т.д. К этому нужно быть заранее готовым и знать, как реагировать. Следует ознакомиться с периодами усвоения языка в детском возрасте. И помните, всему свое время.

Ещё один вопрос, волнующий многих родителей, — сколько языков выбрать? Здесь все зависит только от того, сколько в вашем окружении есть носителей иностранных языков, и смогут ли они достаточно часто общаться с малышом. Как правило, если родители не владеют иностранными языками сами, дело не заходит дальше билингвизма. Однако, если каждый член семьи владеет тем или иным языком, то, несомненно, стоит говорить на нем с ребенком. Третий язык может служить средством общения для всесемейных разговоров. Вообще, исследователи не рекомендуют брать более 4 языков, ведь каждому языку нужно посвящать достаточно времени. До 5 лет Вам будет необходимо создавать необходимость использования каждого внедренного иностранного языка. Итак, если вы готовы потрудиться, вперед! Ребенок только выиграет от знания несколько языков.

Кроме того, необходимо выбрать языковую систему, подходящую именно вам.

Помимо множества языковых систем и их бесчисленных вариаций, есть две самые распространенные. One Person One Language (OPOL) — «один родитель — один язык» и Minority Language at Home (ML@H) – «язык меньшинства в доме». Семьи, где родители не владеют ни одним иностранным языком, могут приглашать иностранцев по программам обмена, а, быть может, кто-то из ваших родственников или знакомых владеет иностранным языком и готов за небольшую плату оставаться с ребенком хотя бы раз в неделю?
Если вы решились на воспитание билингва, не нужно терять ни минуты! Учить языку, как и просто воспитывать малыша, было бы неплохо еще до рождения. При помощи современных технологий учёным удалось выяснить, что же происходит в голове у младенцев. Еще до своего рождения ребенок обладает важными знаниями о своем языке, а фундаментальные языковые навыки формируются прежде, чем он произнесет свое первое слово. Так к чему откладывать освоение иностранного языка, если можно начать уже сегодня? Первые три года каждый ребенок имеет незаурядные языковые способности, но, к сожалению, большинство родителей упускают это драгоценнее время. К 13 годам ребенку будет почти так же сложно освоить иностранный язык, как уже взрослому человеку. Кроме того, чем младше ваш ребенок, тем меньше он будет бояться допускать ошибки. Только подайте детям пример, и они будут болтать без умолку на любом языке! А что еще нужно для усвоения языковых навыков?

Отличная идея для увеличения эффективности процесса освоения иностранного языка – организовать группу по интересам. Это самый легкий путь мотивировать ваше чадо говорить на иностранном языке. Детки будут играть и общаться между собой, а заодно и практиковать язык. Вы, в свою очередь, сможете обсуждать с другими заинтересованными родителями вопросы двуязычного воспитания. Разместите объявление, тем более, что под рукой есть интернет! К своему удивлению Вы найдете немало людей, кто так же, как и Вы, желает, чтобы его ребенок с легкостью освоил иностранный язык. К тому же, ваш малыш сможет приобрести друзей, с которыми он и дальше будет общаться на иностранном языке.

Родителям ребенка-билингвы не обойтись без таких вспомогательных материалов как книги, музыка и видео на выбранном иностранном языке. Также будет неплохо, если Вы обзаведетесь предметами, так или иначе связанными с языком. Это могут быть сувениры, привезенные оттуда, где говорят на этом языке, плакаты, игрушки… Это своего рода вещественные доказательства, оживляющие язык в глазах ребенка.

Ещё один совет – ставить цели и оставлять пространство для маневра.

Случаются ситуации, когда мы вдруг по той или иной причине прекращаем общение с ребенком на иностранном языке. Нужно помнить, что пауза не так страшна. Следует просто продолжать начатое. И даже если вы упустили много времени, помните, что заложенные ранее навыки общения дадут о себе знать, как только вы возобновите общение на иностранном языке. Уже имея языковую практику, вам и вашему малышу будет легче начать использовать выбранный язык снова.

Воспитания ребёнка-билингва – очень непростое занятие, поэтому необходимо проявлять терпение и продолжать задуманное, несмотря на трудности.

Как и любом другом деле, вам потребуется много терпения. Не стоит впадать в отчаяние, если ваш малыш не торопится произносить свое первое слово или если на данном этапе успехи в изучении того или иного языка, по вашему мнению, оставляют желать лучшего. Не волнуйтесь. Радуйтесь тому, что уже достигнуто. И в тот день, когда ваше чадо пролепечет «I wanna candy», вы и думать забудете, что были разочарованы и не верили в свои силы.

Будьте уверены, что ваши старания окупятся сторицей. Люди во всем мире воспитывают детей, говоря с ними на нескольких языках. У вас тоже получится!»

Получив столь ободряющее напутствие от авторов статьи, мы решили выяснить, как в нашем городе обстоят дела с детским билингвизмом.

Комментарий специалиста

Фу Сяося занимала должность старшего преподавателя на кафедре социального сервиса и туризма в ДВГТУ и на кафедре китайской филологии ДВГУ. На данный момент преподает китайский язык в школе региональных и международных исследований ДВФУ.

Одновременно Сяося работает гувернанткой в нескольких русских семьях, обучает малышей китайскому языку. Мы задали ей несколько вопросов, чтобы узнать, как происходит погружение в языковую среду и с какими трудностями могут столкнуться родители малышей-билингвов.

Сяося, как давно вы обучаете малышей китайскому языку?

Шестой год.

Почему вы рекомендуете изучение иностранного языка с самого раннего возраста?

Согласно результатам научных исследований период с 0 до 6 лет является ключевым в формировании переднего мозга. Для запоминания малыши этого возраста используют правое полушарие. Его объем в миллион раз превышает объем левого полушария, поэтому в раннем возрасте изучение даже нескольких языков не составляет ребенку труда.

С детьми какого возраста вы работаете?

На данный момент я обучаю детей в возрасте от 5 месяцев до двух лет.

Как происходит обучение?

В процессе обучения я использую книги с иллюстрациями и мультфильмы на китайском языке, которые подбираю в соответствии с возрастом ребенка. Я пою частушки и рассказываю сказки. Уже в возрасте полутора лет у ребенка есть хотя бы одна любимая сказка.

В каждое занятие я обязательно включаю развивающие игры. В соответствии с возрастом ребенка я выбираю подходящую по сложности лексику: например, если малышу 14-15 месяцев, я строю предложения типа «в небе три голубя», «на земле две кошки», «на столе ваза», «под столом мяч». Также предлагаю ребенку выполнить задания типа «умой куклу, а не медведя», «дай хлеб медведю, а не кукле», «бери хлеб с тарелки, а не с подноса»…

С какими трудностями вы сталкивались?

Бывало, что дети старше трех лет не хотели заниматься, закрывали ушки, занимались своими делами. С малышами такого не бывает. Они всегда готовы воспринимать новые знания.

Как часто требуется заниматься языком ребенку до 6 лет, чтобы освоить язык?

Если ребенку еще нет года, достаточно заниматься три раза в неделю по три-четыре часа. Если же ребенок приступает к изучению языка после трех лет, начальный период необходимо заниматься более интенсивно.

Чего не стоит опасаться родителям?

Довольно часто родители переживают, что ребенок будет путать два языка. Мой опыт показывает, что дети ни только полностью дифференцируют два языка и не смешивают их компоненты, но и очень скоро начинают ассоциировать китайский язык с азиатской внешностью, а русский с европейской, таким образом, уже в возрасте 2-х лет ребенок осознанно обращается к людям с азиатской внешностью по-китайски, а к родителям по-русски.

Еще один повод для беспокойства – боязнь того, что малыш начнет говорить поздно из-за двойного объема информации, необходимой для усвоения. Однако же практика показывает, что одновременное освоение двух или более языков только способствует развитию речевого аппарата, а так же стимулирует действие клеток переднего мозга, что делает ум более тонким и гибким. Именно поэтому дети-билингвы отличаются богатым воображением и творческой силой.

Комментарий мамы ребёнка-билингва:

Пригласить учителя иностранного языка меня подвигла книга Масару Ибуки «После 3-х уже поздно». С 8 месяцев Ева занимается китайским языком по 3 часа 3 раза в неделю. В это время общение происходит только на китайском. К году ребенок знал названия частей тела, цветов, предметов домашнего обихода, животных, мог попросить взять на руки по-китайски. Занятия с «кУку» (перевод с кит. Тетя) уже сейчас дают заметные результаты в овладении языком, кроме того, ребенок радуется развивающим играм, книжкам и мультфильмам на китайском языке.

Это интересно:

Какой язык самый простой?

 

Вопрос на который дать однозначный ответ невозможно — ибо каждый из языков имеет свои особенности. Например в табасаранском языке 48 падежей, в кабардинском 28 лиц, в убыхском языке 80 согласных звуков и всего один гласный, а языке седанг больше всего гласных – 55.

Хотя английский язык считается очень популярным и вроде бы самым легким для изучения, на самом деле это не так.

Лингвисты уже давно сходятся во мнении, что английский – самый трудный для изучения среди всех европейских языков. Они подсчитали, что английские дети учат родную грамматику примерно 2,5 года, в то время, детям изучающим другие языки с нуля, нужно всего лишь около года, чтобы освоить родной язык.

Мария Тарновская специально для сайта Я — молодая мама

Фото — © Dariusceg | Dreamstime.com

© 2011, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также:

Speak Your Mind

*