Упражнения для развития речи ребенка

Нет предела радости родителей, когда их любимая кроха вместо гуканья и щебетанья вдруг произнесет настоящее «слово», пусть даже мнения членов семейства расходятся, кого же позвал малыш: любимую маму или заботливую бабушку. Взрослые горды и счастливы: «Наша умница уже разговаривает!» Но часто случается так: месяц проходит за месяцем, а ребенок никак не разговорится. Все те же «ба-ба» и «па-па» уже не радуют родителей, а наоборот, вселяют беспокойство: «У других детки уже начинают предложения говорить, а у нас молчит!» Обращение к врачам не приносит желаемых результатов. Как же можно помочь ребенку разговориться? Возможно, надо использовать какие-то особенные упражнения для развития речи ребенка?

Любовь, внимание, разговоры

Оказывается, начинать «заниматься» с ребенком надо было давно. Не ленитесь постоянно разговаривать с грудничком — во время одевания, купания, кормления, прогулки: эти, казалось бы, бесполезные разговоры, улыбки, ласковые поглаживания оказываются очень важными для дальнейшего психического развития ребенка и развития его речи.

Когда мама ласково приговаривает двухмесячному крохе, она уже закладывает в нем умение общаться и делиться с окружающими своими эмоциями. В возрасте 3-5 месяцев малыш сосредоточенно слушает речь взрослого, напряженно смотрит в глаза, пытается произносить разнообразные звуки сам.

Около семи месяцев детки начинают внимательно присматриваться к губам мамы, понимать обращенную к ним речь. Они уже могут выполнить простейшие просьбы: показать ротик у зайки, дать мячик. Врачи говорят: малыш овладевает пассивной речью. На этом этапе ребенок умеет анализировать звуки голоса взрослого, запоминает значение слов — растет его пассивный словарь. Если ребенок внимательно слушает вашу речь, знает название многих предметов, не стоит беспокоиться, что к двум годам у него в активном запасе всего несколько слов. Рано или поздно ребенок заговорит и, возможно, обгонит сверстников.

Нет побуждения – нет общения

А вот рано или поздно — во многом зависит от взрослых. Чтоб побудить ребенка начать говорить, надо не только много разговаривать с ребенком, но и побуждать его к речевому общению с вами. Для этого мало повторять малышу: скажи зайка, скажи мяч. Кроха, возможно, скоро научится повторять слова (и это тоже полезно), но к развитию активной речи эти подражания напрямую не ведут.

Нет стимуляции к общению – нет общения. Возможно, надо не просто дать годовалому ребенку мячик, а отодвинуть игрушку подальше, чтоб ребенок попросил ее, и не жестом, а словом. Ведь «дай!» — это уже не просто слово, а целое предложение для крохи. Он уже просит маму подать ему со стола вон того зайчика, потому что он ему нравится. С этого и начинается настоящее речевое общение и настоящая речь. В связи с этим вспоминается известный анекдот. Пятилетний мальчик, от которого родители не могли добиться ни одного слова, вдруг сказал: «Добавьте в чай сахар. Он не сладкий». На вопрос родителей, почему же он до сих пор молчал, ребенок ответил: «А раньше все было в порядке».

Так какие же необходимо выполнять упражнения для развития речи ребенка?

Попробуйте следовать нехитрым советам

? Как можно больше говорите с ребенком, называйте окружающие предметы и все свои действия, рассказывайте, что вы будете делать, просто произносите ласковые слова.

? Повторяйте за малышом его «му-му-му» и «ма-ма-ма». Говорите с ним хором – малыш будет в восторге! Потом вдруг затейте новую песню: «мо-мо-мо». Пусть малыш повторяет за вами. Перебирайте все гласные. Это самые простейшие упражнение для развития речи ребенка.

? Врачи говорят, развитие речи и мелкая моторика взаимосвязаны. За выполнение точных, мелких движений кончиками пальцев отвечают участки мозга, связанные с участками, отвечающими за развитие речи. Давайте ребенку играть различными на ощупь предметами: мягкими, твердыми, бархатистыми, гладкими, рифлеными. Пусть это будут баночки с крышечками, различные лоскутки, фантики, крепко нашитые на тряпочку пуговицы.

? Старайтесь не реагировать на язык жестов полуторагодовалого малыша. Требуйте, чтоб он сказал «дай» или назвал предмет, который он хочет, а не просто показывал пальчиком или протягивал ручку. Некоторые детки двух-трехлетнего возраста разыгрывают целые мимические спектакли, когда хотят объяснить родителям, что от них требуется вместо того, чтоб пользоваться речью. Постепенно усложняйте предложения: «Скажи: папа, дай мяч» и т.д.

? Разглядывайте с малышами картинки с изображением животных и учите ребенка подражать их звукам: «ав-ав», «му-му». Несмотря на видимую простоту, это очень хорошие упражнения для развития речи ребенка. Попутно малыш запомнит название многих зверюшек и будет тренироваться находить отличительные черты, чтоб определять их на различных, зачастую совершенно не похожих одна на другую картинках. Представьте, насколько это уже сложные действия.

? Пусть ребенок почаще общается с его «говорящими» друзьями. Общение и желание подражать могут дать такой результат, которого вам будет трудно добиться за недели занятий.

? Пойте песенки, даже если ребенок не пытается вам подпевать. Иногда «перепутайте» в хорошо знакомой песне слова, сделайте паузу, наверняка ребенок попытается вас исправить.

? Рассказывайте малышу легко запоминающиеся ритмичные стихи, прибаутки, поговорки, повторяйте их много раз. «Забудьте» окончание строчки или переставьте слова – и вы услышите правильный вариант.

? Слушайте ребенка внимательного, когда он пытается вам что-то рассказать. Делайте заинтересованный вид, смотрите малышу в глаза, переспрашивайте, поддерживайте кроху. Если будете так поступать, у ребенка скоро появится желание рассказывать вам все, что он видит и слышит. Рассказывайте вместе с ребенком папе или бабушке о том, что вы видели на прогулке, с кем играли. Домашние должны внимательно слушать, переспрашивать, удивляться и радоваться вместе с вами.

? Не старайтесь покупать маленькому ребенку дорогие электронные игрушки, при игре в которые достаточно просто нажать кнопку и пассивно наблюдать. Процесс и результат игры должны зависеть от фантазии и действий малыша. Играйте с ним в мячик, кубики, машинки, куклы, пирамидки. Это поможет ребенку развить фантазию и активность.

Если вы будете пользоваться этими простыми советами, не успеете оглянуться, как ваш малыш превратится в интересного и забавного собеседника.

Наталья Тихонина специально для сайта Я — молодая мама

© 2010, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также:

Speak Your Mind

*