Игры по сенсорному воспитанию детей

Игры на сенсорное воспитаниеИногда бывает не так просто выделить полчаса-час для того, чтобы сесть и специально позаниматься с ребенком; не так легко, как кажется, усадить и самого малыша: обычно дети не очень любят занятия «по расписанию». Гораздо легче вовлечь их в игру спонтанно, сделать это ненавязчиво – так, чтобы малыш и не заметил того, что взрослые не просто «играют» с ним, а еще преследуют определенные воспитательные цели, в данном случае — в порядке сенсорного воспитания. Как это можно сделать?

Изучайте мир «в мире»

Красивые иллюстрации к книгам, развивающие игры – все это хорошо. Но самые эффективные занятия по сенсорному воспитанию будут те, которые проводятся не в теории, а на практике. Их можно организовать дома на кухне, на прогулке в парке, в лесу – где угодно!

Тесто – прекрасный дидактический материал

Детям всегда интересно все, что делают взрослые, особенно то, к чему их не подпускают. Ради цели можно нарушить правила и позволить малышу стать активным участником творческого процесса. Выдайте ему отдельную маленькую емкость и не пожалейте муки и остальных компонентов. Другой вариант — сделать специальное соленое тесто для лепки. Какие понятия может усваивать ребенок в ходе такой игры?

1. «Больше», «меньше» (можете сразу сравнить, у кого больше посуда и кому, соответственно, понадобится больше муки).

2. «Жидкое», «густое», «более густое», «липкое», «эластичное» (весь процесс приготовления озвучивайте, позволяя малышу все понятия изучить «на ощупь»).

3. «Холодная», «горячая», «температура», «высокая», «низкая» (покажите ребенку, что духовка до включения была холодной, потом стала горячей (достаточно приблизить ладошку, чтобы ощутить жар, идущий от духового шкафа; свяжите два первых понятия «горячая» и «холодная» со словом «температура», попытайтесь ввести понятия «высокая» и «низкая»).

4. «Квадрат», «круг», «ромбик», «треугольник», «прямоугольник», «шар» (это те фигурки, которые ребенок может вылепить из «своего» теста).

Уроки «знаний» на природе

Родители, не лишенные фантазии, могут легко придумывать игры по сенсорному воспитанию прямо по ходу прогулки. Вот несколько примеров:

1. «Словесное рисование». Будем считать родителя и ребенка игроками. Первый игрок называет цвет: например, оранжевый. Второй должен подобрать к нему слово, сочетающееся по значению: допустим, «апельсин». Первый продолжает ряд: «цветок». В ходе игры у ребенка развивается логика, воображение, память.

2. «Клад». Один игрок (ребенок) закрывает на несколько минут глаза, второй (родитель) делает за это время «клад». Далее можно обыгрывать несколько способов поиска, давая ребенку примерно такой ориентир: пять шагов направо (ребенок их делает), три прямо, четыре налево, три направо наискосок и т.д. «Направо, налево» можно заменять «север», «юг» и т.д., при необходимости увеличивать количество шагов. Польза игры очевидна: помимо того, что ребенок повторяет счет, он учится ориентироваться в пространстве.

3. «Лукошко с листиками». В парке грибы, конечно, не найти, а вот собрать в коробочку листики всех встретившихся по дороге деревьев и кустарников – можно. Конечная цель игры: запомнить и узнать, какой листик от какого дерева. Можно предложить на обратном пути вернуть листики на «места», то есть найти нужные деревья. Тренируется зрительная память, пополняется словарный багаж (ребенок запоминает названия деревьев и кустарников).

Как видите, сложного ничего нет! Родителям нужно лишь проявить чуточку фантазии и четко определить для себя цель игры, то есть определить, какие именно понятия нужно объяснить ребенку и придумать способ их закрепления.

Уделите играм полчаса в день – и уже через месяц вы заметите, какой шаг в развитии сделал ваш ребенок!

Ольга Крусь специально для сайта Я — молодая мама

© 2013, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также:

Speak Your Mind

*