Сенсорное воспитание: важная ступень в развитии ребенка

Сенсорное воспитаниеЧасто у ребенка в школе начинают возникать трудности в решении задач по математике, выполнении упражнений по русскому языку и другим предметам вовсе не из-за того, что он не способный ученик. Дело в другом: в дошкольный период он недополучил определенные знания. Такого никогда не произойдет, если родители, понимая, насколько важно сенсорное воспитание для ребенка, будут уделять ему должное внимание.

Так чего же не знает ребенок?

За «сложным» термином стоят простые вещи. Ребенок плохо разбирается в цветах, с трудом определяет простейшие геометрические формы, не умеет сравнивать величину, не может дать оценку запаху – плохо ориентируется в окружающем мире.

Конечно, не так часто встречаются абсолютно запущенные в этом плане дети: если ребенок ходил в детский сад, он обязательно получит какой-то минимум знаний. Но воспитатели не находятся рядом с ребенком круглые сутки, и даже те 8 часов, которые они работают с малышом, они не могут посвятить ему одному. Поэтому основная ответственность за сенсорное воспитание детей возлагается все-таки на родителей.

Как понять, что у ребенка недостаточное сенсорное развитие?

В школе это будет очевидно сразу. Например, на уроке математики нужно определить названия простейших геометрических фигур – ребенок путает. Или на уроке чтения учитель после прочтения рассказа спрашивает: «Какой характер у главного героя?» Ученик отвечает: «Высокий!» Это значит, что ребенок не имеет представления о разнице характеристик человека с точки зрения его физических данных и с точки зрения определенных черт характера.

Трудно будет такому маленькому ученику и на уроках рисования: «главные» цвета – красный, синий, белый, черный, зеленый, оранжевый – он еще определит, а вот найти в палитре красок бирюзовый, изумрудный, терракотовый и другие редкие оттенки ему будет сложно.

С какого возраста надо браться за сенсорное воспитание детей и как правильно это делать?

Ответ однозначный: с самого раннего! И самое главное условие – постоянный диалог с ребенком. Старайтесь комментировать ему все, что попадает в его поле зрения. Не ограничивайтесь одними объяснениями, ставьте перед ребенком простые вопросы.

Например, во время прогулки можно сравнить листики: какой больше, какой меньше, цвет какого более яркий или, наоборот, более тусклый. Играете с ним в кубики – введите счет: стройте башенку из одного кубика, потом из двух, затем предложите ребенку сложить «фундамент» домика из четырех и так далее.

Осязание – характеристика предметов на ощупь

Мы легко определим форму предмета с закрытыми глазами, и нам непонятно: как можно ошибиться? Ошибиться действительно нельзя, потому что представление о предметах, окружающих вас в быту, прочно заложено в вашем сознании.

Но ребенок только изучает мир, и ему может очень даже нелегко определить на ощупь форму предмета, понять, из какого материала он сделан. Именно сенсорное воспитание помогает целенаправленно развивать способность осязать окружающие предметы.

Звуки тоже имеют свои «тайны»

Также без труда мы на слух определяем, что происходит вокруг нас: шум дождя, шелест листьев, звук прибоя, раскаты грома – ничто не вызывает у нас удивления. Ребенку тоже это будет несложно, если вы дадите ему возможность услышать и запомнить определенные звуки. Прекрасная тренировка – занятия музыкой: они отлично развивают слух ребенка.

Как видите, в целом, сложного ничего нет: просто родителям надо целенаправленно пополнять словарный запас ребенка, давать ему задачи на развитие логики, тренировать память, расширять кругозор!

Ольга Крусь специально для сайта Я — молодая мама

© 2013, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также:

Speak Your Mind

*